Иващенко Надежда Владимировна, воспитатель детей дошкольного возраста
Доклад «Интеграция детского экспериментирования с другими видами деятельности»Доклад «Интегрирование детского экспериментирования с образовательными областями» В ФГОС ДО уделяется особое внимание познавательно-исследовательской деятельности детей: реализация образовательной программы дошкольного образования осуществляется «... в формах, специфических для детей каждой возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности...» (ФГОС ДО, п.1.2 ). Слайд2 Так же отмечается, что познавательно-исследовательская деятельность «реализуется путем детского экспериментирования и начинается с раннего возраста Широко используются в детских садах опыты и эксперименты, в том числе и в нашем ДОУ в решение задач экологического воспитания, ознакомлении с окружающим миром, с задачами формирования элементарных математических представлений Что такое эксперемент? (Слайд 3) Эксперемент(от лат. experimentum - опыт, проба) один из основных методов познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы или общества. Эксперементирование - эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Детское экспериментирование — это не изолированный от других вид деятельности и тесно связано со всеми видами деятельности.( Слайд 4) Сегодня я расскажу об интеграции разных образовательных областей средствами экспериментальной деятельности. В ходе детского экспериментирования интегрируются задачи образовательной области «Познавательной и Социально-коммуникативного развития». В нашей группе «Солнышко» размещен уголок эксперементирования, который насыщен разнообразным материалом и оборудованием. Слайд 5 В свободное время дети повторяют опыты, применяя при этим полученные во время организованной образовательной деятельности знания, умения и навыки. Большую радость, удивление и даже восторг дети испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы. Экспериментальная деятельность дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о природе, о взаимосвязях, происходящих в ней; о свойствах различных материалов, о применении их человеком в своей деятельности. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает, математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование. Например, знакомя со свойством воды растворять другие вещества, дети закрепляют умение пользоваться условной меркой, измерительными приборами. Слайд6 Задачи элементарных математических представлений интегрируются с задачами ознакомления с окружающим миром. Слайд 7 Опыты направленные на познание окружающего мира проводятся в нескольких направлениях 1)с объектами живой и неживой природы (с растениями, насекомыми, воздухом, водой, песком, землёй); 2) Знакомимся с различными свойствами веществ (твёрдость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость); 3) Знакомим с основными видами движения (скорость, направление); 4) Развиваем географические представления – знакомим с глобусом, даём знания о Солнечной системе, о различных космических явлениях; 5) При проведении опытов знакомим детей с правилами техники безопасности. В детском экспериментировании решаются задачи«Социально- коммуникативного развития». В процессе эксперементирования обогащается словарь детей. Знакомя дошкольников со свойствами снега, песка, воды, с предметами изготовленными из различных материалов дети называют их свойства, таким образом идет накопление предметного словаря и словаря прилагательных (железо – железный) Манипулируя с предметами в процессе экспериментирования ребенок обозначает словом действие, таким образом обогащается словарь глаголов. В ходе экспериментирования происходит ориентировка в пространстве, которая активизирует использование пространственных предлогов. Делая элементарные умозаключения ребенок учится строить сложные развернутые высказывания Слайд 8 Примером опытов могут быть такие как «Угадай на вкус», «Узнай по запаху», «Что из чего сделано», «Подбери пару». Слайд 8 Экспереминтирование решает задачи художественно-эстетического развития Детское творчество - одна из форм самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других. Особый интерес представляет использование нетрадиционных техник создания изображения, как части творческого экспериментирования. Это связано с тем, что они не требуют хороших технических умений, провоцируют на процесс работы, вызывают интерес к экспериментированию с материалами. Слайд 9 Эксперементирование с бумагой -сминание и сгибание бумаги, обрывание и разрезание; исследование разных видов бумаги; рисование на сухой и мокрой бумаге, на мятой бумаге,аппликации из разного вида бумаги. Эксперименторовавние с разного рода материалами –рисование при помощи пипеток, коктельных трубочек, губок, пробок, зубных щёток, мятой бумаги, рисование листьями деревьев и еловыми веточками, аппликации из разных видов ткани. Использование природного и бросового материала при изготовлении поделок и лепке. Эксперементирование с разными видами веществ- рисование песком , мыльными пузырями, аппликации с использованием разных круп.
Использование в творчестве предметов бытового обихода таких как-ватные диски, ватные палочки, диски СD,а также использование бросового и природного материалов. Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим развитием. Художественная литература помогает детям получить базовые знания об явлениях, которые происходят в живой и неживой природе На основе произведения можно развернуть детское исследование. Сначала читается та часть литературного текста, которая вводит детей в определенную ситуацию. Затем чтение произведения прерывается, и взрослый помогает детям выдвинуть цель «Чем можем помочь и как?», гипотезы (их может быть несколько). Затем следует выбор гипотез для практической проверки, для чего организуется специальная обстановка. Обсуждается полученный результат, реальная возможность применить его в данной ситуации. Далее педагог дочитывает произведение. . Слайд 10 Во время эксперементирования можно использовать стихи, пословицы, музыкальное сопровождение, музыкальные динамические паузы. Можно изучить с детьми песни. Слайд 11 Интеграция эксперементальной деятельности с физическим развитием прослеживается в использование физкультминуток во время проведения эксперементирования ,а также во время образовательной деятельности.Когда дети используют разное физическое оборудование. Например: -мячи( фитбол, массажный мяч, су-джок, мячи разного размера) -палки разного размера Тактильное восприятие - гладкий, большой – сравнение: Длинный -короткий. -мешочки для метания с разным наполнителем( тактильное ощущение, тяжелее - легче, с каким наполнителем улетел дальше) Таким образом, мы пришли к выводу, что: Слайд 12 - дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания; - идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации; - развивается речь ребенка, так как дошкольнику необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы; - происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Интеграция детского экспериментирования с образовательными областями на НООД Широко используются в детских садах опыты и эксперименты, в том числе и в нашем ДОУ в решение задач экологического воспитания, ознакомлении с окружающим миром, с задачами формирования элементарных математических представлений. Детское экспериментирование — это не изолированный от других вид деятельности и тесно связано со всеми видами деятельности. На примере своей группы я хочу представить вам работу по интеграции разными образовательными областями средствами экспериментальной деятельности. Задачи образовательной области «Социально- коммуникативного развития»решаются в детском экспериментировании, в процессе которого обогащается словарь детей. Знакомя дошкольников со свойствами снега, песка, воды, с предметами изготовленными из различных материалов дети называют их свойства, таким образомидет накопление предметного словаря и словаря прилагательных (железо – железный)Манипулируя с предметами в процессе экспериментирования ребенок обозначает словом действие, таким образом обогащается словарь глаголов. В ходе экспериментирования происходит ориентировка в пространстве, которая активизирует использование пространственных предлогов. Делая элементарные умозаключения ребенок учится строить сложные развернутые высказывания. Таким образом, в ходе детского экспериментирования интегрируются задачи образовательной области «Познавательной и Социально-коммуникативного развития». В нашей группе экспериментальный уголок насыщен многообразиемхудожественного материала и оборудования. Например, в ходе экспериментов с цветом дети знакомятся с образованием нового цвета с помощью цветных пленок, экспериментируют со смешиванием красок разного цвета, получая новые оттенки и цвета. Экспериментируя с образованием пятна дети используют трубочки, бумагу, вату и т. д. Задачи элементарных математических представлений интегрируются с задачами ознакомления с окружающим миром. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает, математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование. Например, знакомя со свойством воды растворять другие вещества, дети закрепляют умение пользоваться условной меркой, измерительными приборами; Знакомя со свойствами зеркал, дети закрепляют счетные навыки, знакомятся с понятием симметрия. Таким образом, в ходе детского экспериментирования закрепляются задачи математического образования. Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием. В результате интеграции опытно – экспериментальной деятельности дошкольников с другими видами деятельности в детском саду мы пришли к выводу, что главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента: - дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания; - идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации; - развивается речь ребенка, так как дошкольнику необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы; - происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. 20 января 2020 в 17:21
Прикреплённые файлы:Документ: Доклад «Интеграция детского экспериментирования с другими видами деятельности» Описание файла:Файл называется: prezentacija-detskoe-yeksperementirovanie_k5orp.pptx Это официальный файл организации «Иващенко Надежда Владимировна, воспитатель детей дошкольного возраста», в нём содержится Доклад «Интеграция детского экспериментирования с другими видами деятельности». Размер файла: 0,66 Мегабайт. Скачать файл |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.