Иващенко Надежда Владимировна, воспитатель детей дошкольного возраста

Доклад «Интеграция детского экспериментирования с другими видами деятельности»

Доклад  «Интегрирование  детского экспериментирования с

образовательными областями»

В ФГОС ДО уделяется особое внимание познавательно-исследовательской деятельности детей: реализация образовательной программы дошкольного образования осуществляется

 «... в формах, специфических для детей каждой возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности...» (ФГОС ДО, п.1.2 ). Слайд2

Так же отмечается, что познавательно-исследовательская деятельность «реализуется путем детского экспериментирования и начинается с раннего возраста

Широко используются в детских садах опыты и эксперименты, в том числе и в нашем ДОУ в решение задач экологического воспитания, ознакомлении с окружающим миром, с задачами формирования элементарных математических представлений

Что такое эксперемент? (Слайд 3)

Эксперемент(от лат. experimentum - опыт,  проба) один  из основных методов познания, при помощи которого в  контролируемых и управляемых условиях исследуются  явления природы или общества.

Эксперементирование - эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой  обитания.

Детское экспериментирование — это не изолированный от других вид деятельности и тесно связано со всеми видами деятельности.( Слайд 4)

Сегодня я расскажу об интеграции разных образовательных областей средствами экспериментальной деятельности.

В ходе детского экспериментирования интегрируются задачи образовательной области «Познавательной и Социально-коммуникативного развития».

В нашей группе «Солнышко» размещен уголок эксперементирования, который насыщен разнообразным материалом и оборудованием. Слайд 5  

В свободное время дети  повторяют опыты, применяя при этим полученные во время организованной образовательной деятельности знания, умения и навыки.

Большую радость, удивление и даже восторг дети испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.

Экспериментальная деятельность дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о природе, о взаимосвязях, происходящих в ней; о свойствах различных материалов, о применении их человеком в своей деятельности.

Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает, математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование. Например, знакомя со свойством воды растворять другие вещества, дети закрепляют умение пользоваться условной меркой, измерительными приборами. Слайд6

Задачи элементарных математических представлений интегрируются с задачами ознакомления с окружающим миром. Слайд 7

Опыты направленные на познание окружающего мира проводятся в нескольких направлениях

1)с объектами живой и неживой природы (с растениями, насекомыми, воздухом, водой, песком, землёй);

2) Знакомимся с различными свойствами веществ (твёрдость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);

3) Знакомим с основными видами движения (скорость, направление);

4) Развиваем географические представления – знакомим с глобусом, даём знания о Солнечной системе, о различных космических явлениях;

5) При проведении опытов знакомим детей с правилами техники безопасности.

В детском экспериментировании решаются задачи«Социально- коммуникативного развития». В процессе эксперементирования обогащается словарь детей. Знакомя дошкольников со свойствами снега, песка, воды, с предметами изготовленными из различных материалов дети называют их свойства, таким образом идет накопление предметного словаря и словаря прилагательных (железо – железный) Манипулируя с предметами в процессе экспериментирования ребенок обозначает словом действие, таким образом обогащается словарь глаголов.

В ходе экспериментирования происходит ориентировка в пространстве, которая активизирует использование пространственных предлогов. Делая элементарные умозаключения ребенок учится строить сложные развернутые высказывания Слайд 8

Примером опытов могут быть такие как «Угадай на вкус», «Узнай по запаху», «Что из чего сделано», «Подбери пару». Слайд 8

Экспереминтирование решает задачи художественно-эстетического развития

Детское творчество - одна из форм самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других. Особый интерес представляет использование нетрадиционных техник создания изображения, как части творческого экспериментирования. Это связано с тем, что они не требуют хороших технических умений, провоцируют на процесс работы, вызывают интерес к экспериментированию с материалами. Слайд 9

Эксперементирование с бумагой

-сминание и сгибание бумаги, обрывание и разрезание; исследование разных видов бумаги; рисование на сухой и мокрой бумаге, на мятой бумаге,аппликации из разного вида бумаги.

Эксперименторовавние с разного рода материалами –рисование  при помощи пипеток, коктельных  трубочек,  губок, пробок, зубных щёток, мятой бумаги, рисование  листьями деревьев и еловыми веточками, аппликации из разных видов ткани. Использование природного и бросового материала при изготовлении поделок и лепке.

Эксперементирование с разными видами веществ- рисование песком , мыльными пузырями, аппликации с использованием разных круп.
 

Использование в творчестве предметов бытового обихода  таких как-ватные диски, ватные палочки, диски СD,а также использование  бросового и природного материалов.

Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим развитием.

Художественная литература помогает детям получить базовые знания об явлениях, которые происходят в живой и неживой природе

 На основе произведения можно развернуть детское исследование.

Сначала читается та часть литературного текста, которая вводит детей в определенную ситуацию. Затем чтение произведения прерывается, и взрослый помогает детям выдвинуть цель «Чем можем помочь и как?», гипотезы (их может быть несколько). Затем следует выбор гипотез для практической проверки, для чего организуется специальная обстановка. Обсуждается полученный результат, реальная возможность применить его в данной ситуации. Далее педагог дочитывает произведение. . Слайд 10

Во время эксперементирования  можно использовать стихи, пословицы, музыкальное сопровождение, музыкальные динамические паузы. Можно изучить с детьми песни. Слайд 11

 Интеграция  эксперементальной  деятельности с физическим развитием прослеживается в использование физкультминуток во время проведения эксперементирования ,а также во время образовательной деятельности.Когда дети используют разное физическое оборудование. Например:

-мячи( фитбол, массажный мяч, су-джок, мячи разного размера)

-палки разного размера

Тактильное восприятие - гладкий, большой – сравнение:  Длинный -короткий.

-мешочки для метания  с разным наполнителем( тактильное ощущение, тяжелее - легче, с каким наполнителем улетел дальше)

Таким образом, мы пришли к выводу, что: Слайд 12

- дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;

- идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации;

- развивается речь ребенка, так как дошкольнику необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;

- происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Интеграция детского экспериментирования с образовательными областями на НООД

Широко используются в детских садах опыты и эксперименты, в том числе и в нашем ДОУ в решение задач экологического воспитания, ознакомлении с окружающим миром, с задачами формирования элементарных математических представлений.

Детское экспериментирование — это не изолированный от других вид деятельности и тесно связано со всеми видами деятельности.

На примере своей группы я хочу представить вам работу по интеграции разными образовательными областями средствами экспериментальной деятельности.

Задачи образовательной области «Социально- коммуникативного развития»решаются в детском экспериментировании, в процессе которого обогащается словарь детей. Знакомя дошкольников со свойствами снега, песка, воды, с предметами изготовленными из различных материалов дети называют их свойства, таким образомидет накопление предметного словаря и словаря прилагательных (железо – железный)Манипулируя с предметами в процессе экспериментирования ребенок обозначает словом действие, таким образом обогащается словарь глаголов. В ходе экспериментирования происходит ориентировка в пространстве, которая активизирует использование пространственных предлогов. Делая элементарные умозаключения ребенок учится строить сложные развернутые высказывания.

Таким образом, в ходе детского экспериментирования интегрируются задачи образовательной области «Познавательной и Социально-коммуникативного развития».

В нашей группе экспериментальный уголок насыщен многообразиемхудожественного материала и оборудования. Например, в ходе экспериментов с цветом дети знакомятся с образованием нового цвета с помощью цветных пленок, экспериментируют со смешиванием красок разного цвета, получая новые оттенки и цвета. Экспериментируя с образованием пятна дети используют трубочки, бумагу, вату и т. д.

Задачи элементарных математических представлений интегрируются с задачами ознакомления с окружающим миром. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает, математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование. Например, знакомя со свойством воды растворять другие вещества, дети закрепляют умение пользоваться условной меркой, измерительными приборами; Знакомя со свойствами зеркал, дети закрепляют счетные навыки, знакомятся с понятием симметрия.

Таким образом, в ходе детского экспериментирования закрепляются задачи математического образования.

Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием.

В результате интеграции опытно – экспериментальной деятельности дошкольников с другими видами деятельности в детском саду мы пришли к выводу, что главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

- дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;

- идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации;

- развивается речь ребенка, так как дошкольнику необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;

- происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

20 января 2020 в 17:21

Прикреплённые файлы:

Документ: Доклад «Интеграция детского экспериментирования с другими видами деятельности»

Описание файла:

Файл называется: prezentacija-detskoe-yeksperementirovanie_k5orp.pptx

Это официальный файл организации «Иващенко Надежда Владимировна, воспитатель детей дошкольного возраста», в нём содержится Доклад «Интеграция детского экспериментирования с другими видами деятельности».

Размер файла: 0,66 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.